Выбор подвесного мотора для лодки: характеристики, особенности

Не будет преувеличением заявить, что лодка является неотъемлемой частью снаряжения для многих любителей рыбалки и активного отдыха. А сердце лодки – её подвесной мотор.
Повсеместное распространение лодочные моторы получили во второй половине прошлого века. Сейчас же их ассортимент огромен и качество разнится от марки к марке. Чтобы не запутаться во всем их многообразии, следует лучше разобраться в этом вопросе.

Корейский двухтактный подвесной лодочный мотор Mikatsu M9.9FHS
Корейский двухтактный подвесной лодочный мотор Mikatsu M9.9FHS

В первую очередь, следует понять, какими бывают лодочные моторы. Подвесные моторы, в первую очередь, делятся на две категории: двухтактные и четырехтактные. Оба имеют свои плюсы и минусы. Различаются они технологией, по которой созданы, и соответственно, принципом работы. В двухтактных моторах рабочий цикл происходит за 2 оборота коленчатого вала, а в четырёхтактных за 4. Отсюда и вытекают их различия в характеристиках и особенностях эксплуатации, о которых мы и поговорим сейчас.
Двухтактные моторы отличаются меньшей массой и габаритами. Так же у них более простая конструкция, ощутимо облегчающая обслуживание и технические работы. Кроме того, моторам этой категории необходимо заливать в бак не обычное топливо, а смесь бензина с маслом в определённой пропорции, предусмотренной производителем.
Четырёхтактные двигатели же, напротив, более крупные и тяжёлые. Но это они компенсируют значительно более тихой работой и чистым выхлопом.
В странах, которые заботятся об экологии, например весь состав ЕС и Япония, к продаже попросту запрещены двухтактные моторы, за небольшим исключением. А так же обладают несколько меньшим расходом топлива. Так же от двухтактных их отличает наличие картера, в который отдельно заливается моторное масло. Эта же особенность ограничивает возможности транспортировки четырёхтактных моторов, так как владельцы вынуждены фиксировать мотор в определённом положении, если возят его в багажнике или прицепе.
Теперь же перейдём к мощности.
Самые ранние образцы подвесных моторов обладали мощностью 1.5-3 лошадиных силы. В нынешних же образцах счет идет уже на сотни л.с., хотя среди россиян наиболее популярны моторы 9.9. Эта мощность наиболее популярна из-за оптимального соотношения цена/габариты/мощность, плюс в России приятным бонусом к ним является то, что они не подлежат регистрации в органах ГИМС. Более же мощный двигатель приобретать стоит лишь под соответствующее судно.
Кроме этих факторов, на выбор мотора так же влияет и тип запуска. Сейчас имеется два варианта: ручной, через кикстартер со шнуром, и электронный, через простое нажатие кнопки. Первые наиболее широко распространены и подходят практически к любому плав.средству с транцем, вторые же нуждаются в специальном судне, например катере РИБ, и специальном комплекте для установки. Но дополнительные затраты времени и денег они с лихвой окупают удобством. С основными техническими параметрами, влияющими на выбор ПЛМ, мы разобрались, теперь перейдём к не техническим.
Основными производителями ПЛМ на сегодняшний день являются Китай, Япония и США. И вполне ожидаемо, что моторы, произведённые в этих странах, заняли разные ценовые сегменты. Китай завоевал свою нишу в низкой ценовой категории, внутри которой, впрочем, так же достаточно обширной по разбросу самих цен и качества, что разнятся от завода к заводу. Япония занимает высокий и средний ценовые сегменты. Моторы же различных японских производителей в первую очередь различаются своими техническими особенностями, например меньший вес из-за большего использования пластика. Разные бренды ставят на разные особенности и развивают их, как то большая лёгкость, надёжность или скорость. Так что выбор японского бренда сугубо индивидуален. Моторы же из США занимают так же средне-высокую ценовую категорию и при высоком качестве производства часто используют разнообразные технические новшества в виде эксперимента, как было в своё время с мультирумпелем. Отдельные мелкие марки имеют производство и в других странах.
А теперь давайте перейдём к основным вопросам, которые необходимо обдумать перед приобретением мотора. Для какой цели вы приобретаете комплект? От этого будет зависеть тип и размер лодки, а соответственно и необходимая мощность. Каким бюджетом вы располагаете? Вам важнее комфорт на воде или в транспортировке? Какой тип пуска вы планируете использовать? И уже основываясь на этом определяйте марку и конкретную модель лодочного мотора.
Например, если вы планируете рыбачить в одиночку на озере или реке, для вас хорошим вариантом будет лодка в размере 280-320 при моторе от 3.5 до 6 л.с. Такой комплект без проблем доставит вас с грузом до пункта назначения и при этом обойдётся достаточно дёшево.
Если же собираетесь рыбачить вдвоём или путешествовать компанией хотя бы в 3 человека, то минимальный размер лодки уже становится 360, а мощность мотора стартует с 8 (9.8) л.с.
При таком комплекте вы будете себя чувствовать достаточно комфортно и безопасно на воде.
Для более же крупных компаний, вполне предсказуемо, уже требуются большие лодки от 4-ёх метров с мотором мощностью не менее 18 л.с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *