Поскольку ответов у вопроса оснащения лодки бензиновым силовым агрегатом есть только два, ни на секунду не умолкают дискуссии о том, двухтактный или четырехтактный лодочный мотор следует выбирать.
Понятно, что оба они обладают разными характеристиками, имеют как недостатки, так и преимущества. Поэтому для совершения правильного выбора следует понимать, с чем вы имеете дело. Давайте подробнее поговорим об этом чуде техники.
– – –
Характерные отличия
Сначала перечислим главные отличия 2-ухтактных моторов:
- рабочий цикл — пара тактов
- простое и недорогое обслуживание
- несложное устройство
- удобен в смысле частых перевозок
- быстрый набор оборотов при работе
- небольшая масса
Ввиду небольшой массы подобные агрегаты имеют не слишком высокую стоимость. Примеры агрегатов с указанием производителя, модели и цены приведены в таблице:
Производитель |
Модель |
Стоимость, тыс. рублей |
Mercury |
3.3M |
39,3 |
Tohatsu |
M2.5A2S |
32,0 |
Yamaha |
5CMHS |
57,6 |
Parsun |
T30BMS |
87,8 |
Suzuki |
DT15S |
85,3 |
Yamabisi |
T2.6BMS |
13,7 |
Evinrude |
E90WDEL |
292,8 |
Fisher |
T2.5BMS |
12,6 |
Что касается 4-рехтактных, им присущи:
- рабочий цикл — четыре такта
- более сложное (а потому и более дорогое) обслуживание
- экологическая чистота
- экономный расход топлива
- низкий уровень создаваемого при работе шума
- стабильность работы независимо от количества оборотов
- большой вес
Видимо, говорить о том, что цена в данном случае будет выше, не стоит. Таблица с производителями и прочей информацией о моделях:
Производитель |
Модель |
Стоимость, тыс. рублей |
Mercury |
F9.9M |
110,4 |
Tohatsu |
MFS8A3 |
130,0 |
Yamaha |
F5AMHS |
70,8 |
Parsun |
F15FWS |
95,1 |
Suzuki |
DF20AS |
132,9 |
Yamabisi |
F15BMS |
76,1 |
Evinrude |
E30DR |
231,5 |
Honda |
BF15LHU |
81,1 |
Об особенностях работы
Как известно, в “двойках” процессы впуска свежей и удаления использованной рабочей смеси происходят параллельно. Причем первая вытесняет собой вторую. По причине того, что полное замещение невозможно, показатель эффективности сгорания у них хуже, чем у “четверок”. Поэтому имеем: снижение КПД такта (рабочего), более высокий расход горючего, повышение содержания вредных веществ в выхлопе. Однако, в связи с тем, что у “двоек” такт происходит вдвое чаще, их мощность (литровая) выше. В большинстве случаев. Кроме того, у первых нет механизма газораспределения, поэтому они проще в обслуживании и имеют меньший вес.
Очень много вопросов вызывает такой параметр, как создаваемые вибрации. Независимо от типа силовой установки, максимальная вибрация наблюдается на частоте, величина которой кратна частоте вращения коленвала. Самое сильное влияние на этот показатель оказывают гармоники, точнее, первая и вторая из них. Большинство “четверок” выполнены по 2-ухцилиндровой схеме. В них движение поршней происходит синфазно, а у “двоек” — противофазно. Для уменьшения первой гармоники “четверки” оснащают дополнительными валами (балансировочными). Очевидно, что данная мера способствует увеличения массы и усложнению процесса обслуживания.
Не будем также забывать о том, что с каждым годом требования к экологичности моторов ужесточаются. Поэтому в развитых странах большим спросом пользуются четырехтактные, так как они более экономичны и экологически чисты. Однако недостатки — высокая стоимость, возможность перевозки агрегата только в единственном положении (чтобы масло не вытекало) и дорогой процесс обслуживания — несколько снижают их привлекательность в глазах покупателя.
Как показывает статистика продаж, чаще всего покупаются “двойки” мощностью 5—15 “лошадей”, оснащенные румпельным управлением. Этот вариант наиболее прост и удобен в эксплуатации.